Главная >> Повести >> Ступени жизни

Ступени жизни

I

Книга о войне

Около тридцати шакирдов в возрасте восемнадцати-двадцати лет сидели перед старшим мударисом большого, на сто учеников, медресе. Когда хазрет, открыв увесистую книгу «Махтасар», сказал грозным голосом: «Книга о джихаде — книга о войне!» — словно он уже видел приближающихся врагов, шакирдам показалось, что их тут же отправят на поле боя, и они заерзали на месте.

 — Война?

 — С кем война?

Эти тревожные предположения произвели на шакирдов, слушавших хазрета, действие, подобное удару молнии, в голову им бросилась кровь. Даже младшие шакирды, которым возраст не разрешал присутствовать на уроке хазрета, вздрогнули, услышав его грозные слова, и испуганно посмотрели из своего угла на сердитое лицо хазрета. Теперь все ждали его слов о том, с кем нужно вести войну.

 — Альжихады фарзы гейнен им хажям-алькоффар (война является обязанностью каждого, если нападут кяфиры), — торжественно проговорил хазрет.

После этих слов испуг шакирдов усилился. Их глазам представилось, как с противоположного конца деревни толпами движутся длинноволосые кяфиры с дубинами, булавами, вилами и косами.

Но дело этим не обошлось.

 — Фаяхрежел-марьяте вялгабде била изнин, — продолжал хазрет, — когда война становится обязанностью каждого, тогда на войну отправляются жены без разрешения мужей, рабы — без разрешения своих господ…

Теперь жизнь на земле стала казаться шакирдам хаосом, словно началось светопреставление. Мысленно они уже видели валяющихся на земле убитых и раненых с обеих сторон, а в ушах звучал плач женщин и детей, стон раненых. Хазрет продолжал неумолимо:

 — Файохасырохем ваядго илял-ислам, — и тогда вожди мусульман — эмиры — окружат кяфиров и предложат им принять ислам, а если те откажутся, эмиры заставят их платить дань. Но если кяфиры откажутся сделать и это, эмиры начнут священную войну.

Шакирдам, слушавшим хазрета, стало страшно, как будто война и в самом деле началась, кяфиры и мусульмане смешались в страшной сече, колют и убивают друг друга.

А хазрет между тем приступил к описанию войны и видов оружия.

 — Йокатляхем бима йохликохем — мусульмане воюют таким оружием, которое уничтожает кяфиров, — мечом, стрелами и манжаником — сказал он.

После столь решительных, грозных слов и перечисления видов оружия, мысль о котором и в голову не приходила шакирдам, они почувствовали себя так, будто уже видели победу мусульман.

Верно, что каждый шакирд к весне делал себе лук и стрелы и забавлялся ими. Поэтому каждый знал, что такое стрелы. Кроме того, они видели саблю у полицейского в деревне и считали, что имеют представление о мече. Но никто из шакирдов до сегодняшнего дня не видел манжаника и даже не слышал о нем, и каждому хотелось узнать, что же это такое. Несколько шакирдов одновременно задали этот вопрос:

 — Таксир, что такое манжаник?

И хазрет стал рассказывать об этом удивительном оружии:

 — Манжаник — это страшное оружие, которым обладают только страны ислама. Оно имеет следующий вид: длинный деревянный брус толстым концом прочно прикреплен к земле, а свободный, тонкий, стянут канатом и согнут в дугу. Вверху закладывают камень и быстро отпускают канат; деревянный брус моментально выпрямляется, камень с быстротой молнии падает на врагов и уничтожает их. Это оружие применяется для разрушения крепостей кяфиров.

Не удовлетворившись описанием этого оружия, хазрет приступил к изложению его истории:

 — В первый раз применил манжаник Намрут — будь он проклят! С помощью манжаника он бросил в огонь пророка Ибрагима. Первый манжаник его научил соорудить шайтан. Он увидел манжаник в преисподней и сообщил об этом Намруту…

Рассказы хазрета не могли не произвести впечатление на шакирдов. Они уже не сомневались в том, что войско, вооруженное подобным оружием, победит кяфиров, ибо кяфиры, не читавшие «Мухтасар», не могли построить манжаник и, следовательно, этого оружия у них не могло быть. Шакирдам представлялось, что кяфиры, раскрыв от изумления рты, будут стоять и смотреть, как разрушают их города. Над этим посмеются даже десятилетние дети из нормальных школ, обучающихся различным наукам. Но в медресе и взрослые юноши, и бородатые мужчины сразу же поверили рассказу хазрета. Никто из них не знал и не читал о том, что «кяфиры» имеют бесчисленные пушки различных калибров, что пушки, сотрясая землю, превращают в прах каменные крепости; имеют флот, стремительно бороздящий большие моря; миллионы солдат, вооруженных с головы до ног, и множество других средств войны. Поэтому ни у кого из шакирдов и не возникло вопроса: а можно ли победить врага камнями, брошенными из манжаника, или стрелами? Они и не подумали о том, что за двадцать пять-тридцать лет до того дня, когда хазрет посвятил их в тайны «Мухтасара», «кяфиры» — русские войска — покорили сплошь населенные мусульманами Туркестан и Бухару, и мусульманские войска, встречая их манжаниками и кипящей водой, ничего не смогли поделать.

Мало того, — шакирды не подумали о том, что богатые «кяфиры» индустриальной Европы, как и баи-мусульмане, угнетают ради своих прибылей и наживы единоверных рабочих и крестьян, находящихся под их властью, стало быть, дело не в том, кяфир он или нет, а совсем в другом. Шакирды даже не задумывались над тем, почему, — как учил хазрет, — кяфиры являются их врагами. Почему они воюют друг против друга, в чем причины вражды? А проистекало это от того, что в те времена истину скрывали от учащихся, двери подлинного знания были закрыты наглухо, все мешало шакирдам понять и осознать действительное положение вещей.

Хазрет рассказал о том, что после победы над кяфирами те будут платить контрибуцию и ясак; если же они не захотят оставаться в вечной покорности, их города и деревни будут сожжены, а женщины станут рабынями. Мысль об огромном количестве добра, награбленного у побежденных, о женщинах и девушках, обращенных в рабынь, показалась хазрету и взрослым шакирдам весьма соблазнительной. Поэтому сегодняшний урок прошел сравнительно весело…